Польша вспоминает жертв резни 65-летней давности. В июле 1943 г. украинские националисты начали геноцид против поляков на Волыни. Это очень хорошо помнят в Польше. Не исключено, что польские правые партии в сейме примут "решение о геноциде поляков бойцами ОУН и УПА". Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль.
Что же произошло тогда на самом деле и кто виноват? Можно говорить о "немецкой руке" в этом деле, поскольку германские оккупационные власти были сильны заинтересованы в том, чтобы стравить две национальные силы. По версии польских историков, руководство украинских националистов во главе со Степаном Бандерой и героем Украины по версии Виктора Ющенко Романом Шухевичем в самом прямом смысле решила очистить Волынь от поляков, которых те расценивали как оккупантов.
По версии украинских историков, УПА и УНА таким способом боролись против Армии Крайовой, которая якобы являлась союзницей немцев и такой же оккупационной силой, как коммунисты. В свою очередь, сами поляки обвиняют украинских националистов в сотрудничестве с гитлеровцами. Последнее имеет под собой все основания - свои бесчинства украинские националисты, как правило, совершали бок о бок с немцами. Документальных свидетельств о крупных боевых операциях ОУН-УПА против немцев пока не обнаружено.
SELECTORNEWS - покупка, обмен и продажа трафика
Добавить свое объявление
Загрузка...
Откуда на Волыни поляки? Украинцы из формирований УПА считали их оккупантами. Впрочем, немалая часть поляков проживала на Волыни еще с XIV века, хотя немало их было переселено в 1920-е гг. по указу начальника польского государства маршала Юзефа Пилсудского для закрепления отвоёванных у большевиков земель за Варшавой. Напомним, что после разгрома в советско-польской войне 1920 г. западная часть Белоруссии и Украины отошла Польше.
Правительство Польши отчасти само виновато в том, что поляки сделались объектом ненависти украинских националистов. Получив западные области Белоруссии и Украины, Пилсудский немедленно приступил к их ополячиванию: закрытию национальных школ и православных церквей, ущемлению белорусского и украинского населения во всех вопросах по отношению к населению польскому.
Разумеется, украинское население без особого восторга отнеслось к переселению в начале 1920-х гг. польских "осадников", которые должны были закрепить за Варшавой эти земли. При этом зачастую селили их на лучшие земли, отбирая их у украинских землевладельцев. Те разжигали ненависть к пришельцам среди ранее батрачивших на них крестьян, которые-де и "лишили их заработка".
И пока было независимое Польское государство, ни украинцы, ни белорусы и пикнуть не могли о каких-то "нарушениях прав человека". Но всё изменилось с разделом в 1939 г. Польши между Германией и СССР. В итоге Москва вернула себе отданные в 1920 г. полякам территории, вскоре захваченные немцами. И польское население оказалось заложником политики Ленина, Сталина, Гитлера и Пилсудского. В итоге конфликт перерос в кровавую бойню, которая, по данным поляков, унесла до 100 тысяч польских и 30 тысяч украинских жизней. Впрочем, бойня началась еще в 1942 г. и достигла своего пика как раз в июле-августе 1943 г.
Одной из самых мрачных страниц этой истории является совершенная бандитами УПА резня в селе Могильницы Тернопольской области в марте 1944 года, жертвами которой стали сотни мирных поляков. Или печально знаменитое село Павловка, где украинские националисты-христиане сожгли живьем в церкви десятки поляков-христиан. Впрочем, резали "бравые бандеровские хлопцы" не только поляков, а всех, кто подворачивался к ним под руку за неимением "коммунистов": чехов, еще не выловленных нацистами евреев и тех украинцев, которые осмеливались их не поддерживать.
В связи с этим польское издание Salon-24 возмущается возвеличиванием на Украине тех, кто был повинен в Волынской трагедии и сравнивает это с тем, "если бы одновременно с этим одну из улиц в Берлине назвали именем "Героев СС", аргументируя это тем, что солдаты этой организации сражались за Германию очень смело. Тем самым польские журналисты напоминают о том, что в дни 65-й годовщины Волынской резни городской совет Львова переименовал улицу Тургенева в улицу Героев УПА.
"Каждый памятник, поставленный УПА, каждаяфальсифицирующая историю публикация, на которую Польша не реагирует, укрепляет их позицию и придает им убедительности.На Волыни имел место плановый геноцид, реализованный организацией, исповедовавшей преступную идеологию, которую можно определить как украинский вариант фашизма и нацизма", - пишут они.
В этой связи стоит вспомнить идеолога украинского национализма Дмитрия Донцова. Труды этого политика и другого идеолога Николая Сциборского стали основой их идеологии, которая открыто призывала к "очищению Украины от иноземцев и не разделявших их учений украинцев. Среди последних, по мнению уже самого Бандеры, были и те украинцы, которые создали семьи с теми же евреями и поляками или "сотрудничали с коммунистами". Последнее распространялось и на солдат Красной армии, которые попадали туда отнюдь не добровольно и на тех украинцев, кто пытался спасти польских детей.
Были и ответные действия со стороны польских отрядов, однако масштабы говорят сами за себя: из 30 тысяч погибших на Волыни украинцев половина была уничтожена руками самих националистов. Точное число погибших евреев и чехов до сих пор не установлено, но оно также исчисляется тысячами человек. Впрочем, первых нередко убивали те и другие.
Польские журналисты делают потрясающее признание: "Ни НКВД, ни зондер-команды СС не отличались личной жестокостью исполнителей. А резуны ОУН-УПА словно питали к ней особое пристрастие. Официальных курьеров лондонского правительства и командования АК, делегированных в 1942 г. на переговоры с руководством УПА о совместной борьбе с Германией, они разорвали живьем лошадьми.
Вот польские свидетельства работы сторонников "Вильнойи Украйны": "Даже человеку с сильными нервами трудно выдержать чтение воспоминаний, в которых постоянно повторяется вырывание языков, выкалывание глаз, забивание гвоздей в голову, выпарывание плодов беременным женщинам, четвертование и причинение всевозможных утонченно садистских мук". Убийцы вырезали целые семьи и уничтожали материальные следы присутствия поляков: разрушали дома, церкви и даже вырубали сады".
Стоит заметить, что Польско-украинская война продолжалась вплоть до начала 1950-х гг. Например, бандеровцы уничтожили в 1946 г. деревню Цисна в повете Бещадах, а потом убили польского министра обороны. Положение полякам удалось изменить в свою пользу только в 1947 г. с депортацией из страны 150 тыс. украинцев в ходе Висленской операции.
Родственники погибших поляков недовольны тем, что их до сих пор ограничивают в праве установить на месте гибели своих родственников памятные знаки. Им разрешают устанавливать там кресты с именами погибших, но не более того. Украинские власти жёстко следят за тем, чтобы на них не приписывали еще чего-то вроде "жертвы убийства".Трагедия на Волыни всё же может серьёзно аукнуться Украине. Стоит заметить, что именно Польша усиленно проталкивала вступление Украины в Евросоюз и НАТО. Впрочем, героизация карателей из дивизии СС "Галичина", УПА и прочих украинских формирований, отличившихся в убийстве безоружных советских пленных, еврейского и польского населения говорит о том, что рановато еще принимать Украину в почтенные ряды Евросоюза.
Впрочем, родственники жертв этой трагедии и многие простые поляки все чаще задаются вопросом: почему Варшава выдвигает претензии по поводу Катыни к Москве, в то же время забывая деяния "птенцов гнезда Бандеры" на Волыни? Сами поляки заявляют, что в вопросе Катыни их интересует только правда, а не политика, но в отношениях с Украиной они во многом отказываются от правды во имя политики.
В своём комментарии "
Правде.Ру " исполнительный директор "Открытого клуба международный диалог" Григорий Амнуэль заявил: "Тут уместно привести старую пословицу: "Паны дерутся – у холопов чубы трещат". Что касается героизации на Украине деятелей вроде Бандеры или Шухевича, то стоит сказать, что польское руководство относится к ним без почтения, однако и не выражает особых претензий по поводу их возвеличивания на Украине. Скорее, это воспринимается стремлением Киева увековечить память тех, кто боролся за украинскую государственность".
Разумеется, отрицать Катынскую трагедию уже невозможно. Но как тогда выглядит поведение польских властей в отношении признания вины за гибель по меньшей мере 60 тысяч пленных красноармейцев и 10 тысяч интернированных белогвардейцев армий Бредова и Савинкова? Польские историки, разумеется, называют куда меньшие цифры: не более 40 тысяч "красных", а о белых они вообще стараются не вспоминать, дабы не давать повода к разговорам о том, что Пилсудский сознательно истреблял всех русских без разбора."Почему же наблюдается столь различное отношение к Катыни и Волыни? Дело в том, что руководство Польши и Украины повинилось друг перед другом за прежние проблемы, в том числе и за события Второй мировой войны. Причем последняя раскрыла свои архивы, наглядно свидетельствующие о событиях тех лет. Однако российское руководство отказывается обнародовать подобные документы по Катынскому делу. И если в одном случае руководители могут сделать взаимные шаги навстречу друг другу, то в ситуации с Катынью ситуация диаметрально противоположная. А раз так, то существуют проблемы",- считает Амнуэль.
При этом идут попытки оправдания тогдашних польских властей: "они ведь никого не расстреливали, красные умирали сами". Впрочем, кто его знает, что лучше, быстро умереть от пулеметной очереди или медленно и мучительно от голода и болезней, созданных польской лагерной администрацией?
И потому, говоря о Катыни и Волыни, польским политикам следует вспомнить о существовании зловещих лагерей Щепиорно, Стржалково, Тухоле и многих других, ставших огромной могилой для десятков тысяч русских людей, одетых в красноармейские и белогвардейские шинели. Без покаяния за то, что сделал с ними глава воссозданной Польши Пилсудский, вряд ли будет соответствующая реакция со стороны России. Первый президент России Борис Ельцин уже просил прощения у поляков за Катынь, однако никто "с той стороны" не просил у нас извинений за Стржалково, Тухоль и Щепиорно. Так что теперь польский черёд каяться.